Зарождение музейного дела в Азербайджане

Г.Гафарова

В период становления музейной системы Азербайджана музейными работниками становились выпускники гуманитарных вузов. Среди них особое предпочтение отдавалось историкам, филологам, востоковедам, искусствоведам, а также выпускникам культурно-просветительского техникума.

После установления независимости в Азербайджане стали готовиться профессиональные кадры для музейной системы. На базе Государственного университета культуры и искусства была организована кафедра Музееведения, которая начала заниматься обучением будущих музейных работников.

После создания в республике Азербайджанского института туризма там была введена специальность «музеевед – краевед», также связанная с подготовкой музейных специалистов.

Основа музейной деятельности и интерес к музеям были заложены еще в конце ХIХ в. Попытка создания первого музея на территории Азербайджана была предпринята известным азербайджанским писателем и государственным деятелем Дж. Мамедгулизаде в 1890 г. Он организовал в школе села Нехрам (Нахчыван) краеведческий музей, в котором были собраны материалы, рассказывающие об истории Азербайджана. За свою пропагандистскую деятельность Дж. Мамедгулизаде получил благодарность от руководства народных школ Кавказа.

Первым государственным музеем Азербайджана стал музей «Истиглал», созданный специальным указом Азербайджанской Демократической Республики в 1920 г. В его создании большую роль сыграли Г. Мирджамалов и М. Агаоглы. В нем были собраны археологические находки, произведения искусства, редкие книги, предметы нумизматики, ювелирные украшения и т. д.

Организаторы данного музея принадлежали к числу просвещеннейших людей своего времени. М. Агаоглы (1896 – 1949), искусствовед по образованию, являлся одним из организаторов Общества по охране древних памятников Азербайджана (1920 г.). После установления в Азербайджане Советской власти он переехал в Турцию, где продолжил профессиональное образование и получил степень доктора наук.

На протяжении всей жизни М.Агаоглы занимался исследованием истории исламского и восточного искусства. Его научные труды выходили на английском, французском и турецком языках. Он сотрудничал с известными университетами Европы: Оксфордом, Кембриджем, Сорбоной. В начале 1930-х гг. он переехал в США, где стал профессором Мичиганского университета, читал лекции в Гарварде и сотрудничал с музеем Метрополитен. Одновременно он основал журнал «Исламское искусство», который издавался на английском языке.

Именно профессиональный подбор предметов для музея «Истиглал», осуществленный этим видным ученым, впоследствии и позволил данному учреждению стать основой для фондов «Музэкскурса», т. е. отдела, который занимался просветительской и музейной деятельностью на базе Наркомпроса. После установления в Азербайджане Советской власти Наркопмпрос республики обратился к Наркомпросу РСФСР с просьбой о направлении сюда кадровых специалистов для работы в Бакинском государственном университете, Бакинском политехническом институте и Бакинском педагогическом институте. Ученые и профессора также приглашались работать в различные научные общества, организованные в республике.

В 1923 г. здесь было организовано Общество обследования и изучения Азербайджана, которое занималось изучением истории, культуры и природных богатств края.

Деятельность этого общества позднее сыграла важную роль при формировании коллекций Азгосмузея, который был организован на базе «Музэкскурса» в 1925 г. Помимо этого при «Музэкскурсе» была организована Комиссия по охране памятников старины и искусства (Азкомстарис), председателем которой был назначен Е.Пахомов (1880 – 1965).

Музей литературы им. Низами

Пахомов принадлежал к числу наиболее крупных ученых республики и более сорока лет проработал в Национальном музее истории Азербайджана, где сначала возглавлял историко- этнографический отдел, а позднее – отдел нумизматики. Круг его интересов был обширен: кувшинные погребения, древние надписи, архитектурные сооружения, этнография, но нумизматике он отдавал предпочтение. В 1922 г. Е. Пахомов создал и возглавил кафедру Нумизматики и археологии бакинского университета.

Большую часть своей обширной коллекции ученый завещал Национальному музею истории Азербайджана. В этой коллекции были монеты античного мира, Древнего Рима, эллинистического Востока, турецких, иранских династий, монгольских династий в Иране и Азербайджане, все монеты, отчеканенные на территории Азербайджана, русские – с XVI по XIX вв. Коллекция насчитывала более 46,000 монет, которые датированы периодом от V в. до н. э.

Особый интерес представляет картотека восточной нумизматики из 70,000 карточек. В ней имелись сведения и подробные описания монет, их фотографии или оттиски. Картотека была передана Государственному Эрмитажу, а неопубликованные и незавершенные рукописи, записи, переписка с учеными разных стран – Институту археологии АН СССР.

Помимо бакинских музеев, подобные очаги культуры создавались и в районах и получали название краеведческих. В создании этих музеев указанные организации играли важную роль. Наиболее активными членами региональных отделов данных организаций являлись Дж.Рафибеков (Гянджа), Я.Гуммель (Ханлар), А.Челебизаде (Губа), Р. Эфендиев (Шеки) и др. Об их деятельности следует рассказать подробнее.

Дж. Рафибеков (1890 — 1957) — искусствовед по образованию, возглавлял Гянджинское отделение Азкомстариса. Он непосредственно занимался выявлением, изучением исторических памятников материальной культуры и искусства, обнаруженных в западных районах Азербайджана и Гянджи. В 1924 г. он был приглашен в Баку для преподавания на кафедре Истории восточного искусства местного университета. Дж. Рафибеков на тот период был единственным искусствоведом в Азербайджане, который читал лекции по истории искусства. Наравне с педагогической деятельностью, он занимался и исследовательской работой. Объектами его исследований становились произведения искусства, архитектурные сооружения, миниатюра, орнамент.

Он одним из первых стал заниматься проблемой перевода на азербайджанский язык искусствоведческих терминов. В 1941 г. он был арестован и сослан в Семипалатинск, после завершения ссылки ему не разрешили вести педагогическую деятельность в Баку, поэтому последние годы жизни он жил и работал в Гяндже. Рафибеков был братом известной азербайджанской поэтессы Нигяр Рафибейли и дядей известного азербайджанского писателя Анара.

А.Челебизаде (1892 – 1937) был религиозным деятелем, хатибом мечети Джума, краеведом, первым директором Губинского краеведческого музея имени А.Бакиханова. Он являлся прекрасным знатоком истории, восточной и западной литературы, искусства. При содействии просвещенных людей Губы А.Челебизаде организовал свой музей в здании медресе мечети «Джами», т. е. Пятничной мечети. Музей был основан в 1932 г., но начал свою деятельность позже, в 1935 г. Первым его директором стал сам Ахмед Челебизаде. Музей носил краеведческий характер, в его фондах хранились средневековые рукописи, предметы быта, этнографические материалы, собранные во время экспедиций в разные регионы Губы.

Архивные документы свидетельствуют, что 10 августа 1937 г. он был арестован по ложному обвинению в контрреволюционой деятельности. Ему также вменили в вину то, что, будучи религиозным деятелем, он призывал народ к борьбе с новой властью. Он был расстрелян в том же годy. А. Челебизаде был реабилитирован в 1956 г., но созданный им музей прекратил существование после его ареста. На его восстановление ушло долгих 6 лет. Музей возобновил свою деятельность в 1943 г. в составе базового музея при Академии наук Азербайджана, а в 1960 г. его передали в состав Министерства культуры Азербайджанской республики.

Р. Эфендиев (1863-1942) был известным педагогом и просветителем. Он обладал обширными знаниями в области этнографии, истории, археологии. Еще будучи смотрителем училищ в Гуткашене, Хачмазе, Р. Эфендиев зафиксировал и собрал информацию о многих памятниках этих мест. Ему принадлежит идея связать происхождение слова «Агван» с албанами, жителями данного региона. Он являлся одним из организаторов Нухинского государственного музея.

Я.Гуммель (1883 – 1946) был известным педагогом и археологом. Он родился и вырос в Ханларе. В 1929-1933 гг. был председателем Еленендорфского отделения Азком стариса. В 1928 г. организовал Елендорфский краеведческий музей. В музее помимо палеонтологического, археологического, антирелигиозного отделов существовал отдел, изучающий виноделие и природу данного края. Гуммель являлся неизменным руководителем созданного им музея. По его инициативе в начале 1930-х гг. в Ханларе был организован сводный общественный и церковный архив немецких колоний в Азербайджане.

************

В Нахчыване в начале ХХ в. существовал частный музей Б.Ализаде, который собирал редкие произведения искусства. Его коллекция была очень интересной, но не имела определенной системы. После установления там Советской власти музей был национализирован, а Б.Ализаде назначен его директором. В 1924 г. был организован Нахичеванский историко-этнографический музей, а в 1925 г. организовано Нахичеванское отделение Азкомстариса. Его активными участниками были Гамид Султанов, Гусейн Мусаев, Абаскули Эльясов, Мирбагир Миргейдарзаде, Новруз Мусаев.

Мирбагир Миргейдарзаде был ученым секретарем этого общества, а 27 августа 1930 г. решением Народного комитета просвещения Нахичеванской Автономной Республики стал директором Нахичеванского историко-этнографического музея. Он являлся руководителем данного музея в течение 15 лет. Он являлся участником всех научных экспедиций, проводимых в этом крае под руководством И.И.Мещанинова, профессора А.А.Миллера, А. Г. Алекперова. Ему принадлежит несколько научных трудов, в том числе две рукописи: «Заметки к истории г. Нахичевани» и «История г. Нахичевани».

25 октября 1920 г. в Баку был организован Азербайджанский государственный музей (далее – Азгосмузей), где хранились и экспонировались исторические материалы и памятники. Эта организация тесно сотрудничала с Обществом обследования и изучения Азербайджана, при котором была организована историко-этнографическая секция. При музее существовала Комиссия по охране памятников старины, позже она вошла в состав Наркомпроса республики. Все обнаруженные экспедициями предметы старины, после их научной обработки, сдавались через Азархком в Азгосмузей. Поэтому представители музея входили в состав всех научно-исследовательских экспедиций работавших на территории Азербайджана.

В 1924 г. в республике прошел Первый Всеазербайджанский краеведческий съезд, на котором присутствовали представители всех существовавших тогда в регионе краеведческих музеев. Этот съезд сыграл решающую роль в изучении прошлого страны, а так же способствовал развитию музейного дела. Азгосмузей представлял его тогдашний директор Д. Шарифов, который выступил с докладом «О музейном деле в Азербайджанской ССР». Позже он был уволен с поста директора музея как «внутренний эмигрант», но предложенная им форма реорганизации музея все же была осуществлена, хотя и за подписью других людей.

Азербайджанский музей ковра

Доцент,  лингвист и тюрколог А.Зифельдт-Симумяга (1889-1937) писал по этому поводу: « … опасаясь отовсюду напирающего со всех сторон марксизма и материализма, в наш Музей начали понемногу стягиваться различные – «бывшие люди», «экспроприированные беки», деятели истинно- русского движения эпохи реакции, царские чиновники и торговцы антикварными вещами <…> Музей принял в их руках облик обыкновенной плохой кунсткамеры, дававшей совершенно неправильное представление об Азербайджане».

Съездом был принят ряд важных решений, которые должны были положительно отразиться на проводимых в республике научно-исследовательских работах. Было так же принято решение о поиске и возвращении исторических и культурных памятников, естественно-исторических коллекций, ранее вывезенных из Азербайджана и хранящихся в различных музеях России и Европы; установлении тесной связи Азгосмузея с научными и краеведческими организациями РСФСР.

Итогом съезда стало принятие важных решений в области организации музеев. Примером могут служить Положение об Азгосмузее и новое положение об Азербайджанском археологическом комитете. Также было принято решение систематически издавать совместные сборники трудов, посвященные новым научным открытиям. С 1927 г. стал выходить научный журнал под названием «Материалы Азгосмузея».

Помимо археологических, этнографических исследований проводились научные исследования и в области изучения искусства. Эта область изучалась как с практической, так и с теоретической стороны. Для этого в республику был приглашен ряд специалистов.

Еще в 1921 г. при Наркомпросе был учрежден Совет искусства для осуществления руководства в области культуры и искусства Азербайджана. Благодаря этой комиссии и ее деятельности удалось сохранить такие традиционные виды искусства, как ковроткачество, вышивка, резьба, керамика, частично – ювелирное дело. В 1923 г. в Обществе исследования и изучения Азербайджана была создана Комиссия искусств под председательством В.М.Зуммера. Он был членом данного общества с 1924 г. Ученый являлся участником и руководителем научных экспедиций в Шамахе, Губе, Карабахе, Ленкорани.

С 1923 г. на факультете Общественных наук бакинского университета была организована кафедра Истории искусств, которой также руководил В.М.Зуммер. Он читал лекции не только по общему курсу истории искусств, но и специализированные – по социологии искусства, по искусству ислама, искусству тюркских народов и т. д.

Комиссия искусств, возглавляемая В.М.Зуммером, подразделялась на подкомиссии: изобразительных искусств, театральную, музыки и пластики. Подкомиссию изобразительных искусств возглавлял профессор П.П.Фридолин. Ученый не считал себя искусствоведом, ему больше импонировало определение «историк искусств».

Благодаря его исследованиям, мы имеем полное представление об архитектурных памятниках эпохи Низами. Он одним из первых стал делить архитектуру указанного периода на два направления: ширвано-апшеронскую и нахичеванскую. Подробный обзор источников, анализ накопленного опыта и критическая оценка методов и результатов изучения художественной культуры Азербайджана, впервые предпринятые П.П.Фридолиным, представляют собой, по сути, первую в истории азербайджанского искусствоведения попытку ревизии его проблематики и методологии.

3 мая 1926 г. было принято новое Положение об Азгосмузее, согласно 15-му пункту которого предметы старины, добытые при раскопках сотрудниками Археологического комитета или приобретенные Археологическим комитетом, передаются в государственные или районные музеи.

В 1925 – 1926 гг. были организованы экспедиции в Гянджу, Шамхор, Газах, Нахчыван, Шеки, Ленкорань, где был собран обширный материал по этнографии, зоологии, ботаники, сделаны снимки памятников истории и искусства. Собранный материал дал возможность директору Азгосмузея Д.Шарифову выступить с предложением о дальнейшем исследовании этих районов и разработке новых маршрутов для научных поисков.

В экспедициях участвовали И.Мещанинов, А.Миллер, И.Джафарзаде и др. Следует так же отметить, что коллекция Азгосмузея пополнялась и произведениями и предметами, переданными сюда из Музейного фонда РСФСР. Например, из Третьяковской галереи удалось получить 46 картин русских художников.

В 1929 г. Американская ассоциация музеев в Вашингтоне решила наладить связи с Азгосмузеем для дальнейшего сотрудничества. К сожалению, этот научный обмен опытом не получил дальнейшего развития.

Благодаря стараниям, профессионализму и преданности своему делу ученых, стоявших у истоков азербайджанского музейного дела, музейная сеть Азербайджана стала развиваться. Именно в связи с реорганизацией Азгосмузея на основе решения Коллегии Наркомпроса от 16 декабря 1933 г. из его состава для образования самостоятельных музеев были выделены отделы театра и искусства. Таким образом, был заложен фундамент Азербайджанского государственного театрального музея имени Дж.Джабарлы и Национального музея изобразительного искусства имени Р.Мустафаева.

Азгосмузей в 1936 г. был переименован в Музей истории Азербайджана, в 1937 г. – в Музей истории народов Азербайджана и позднее — в Национальный музей истории Азербайджана при Азербайджанской национальной академии наук.

По материалам журнала «Вопросы музеологии»