Археологические тайны Бакинской крепости

О.БУЛАНОВА

История найденных на территории внутреннего города (а именно так переводится Ичери шехер) образцов материально-духовных ценностей восходит аж к античному периоду.

Одни из первых археологических изысканий были проведены на территории Ичери шехер в 1899 г. польским архитектором Казимиром Скуревичем (1866-1950), выпускником Петербургского института гражданских инженеров, прибывшим в Баку по приглашению архитектора Иосифа Гославского в 1895 г. Скуревич не был археологом, он просто готовился строить в Ичери шехер дома по своему проекту.

Кстати, зодчему удалось в окружении древнейших памятников архитектуры создать ряд жилых домов, удачно вписанных в общий исторический фон.

Его находки выявили архаические захоронения эпохи зороастризма в форме каменных ящиков, а также древнюю могилу, напоминающую большой тендир. Вдоль стенок этого захоронения были уложены, точнее, усажены,человеческие скелеты, т.к. нашли их в полусидячей позе. Напротив сидячих скелетов были обнаружены небольшие, неправильной формы, глиняные чаши. Ученые предполагают, что эти захоронения, скорее всего, относятся к памятникам бронзового века. Иными словами, им три-пять тысяч лет.

В июне 1920 г. в мавзолее Сеида Яхья Бакуви ученые обнаружили желтого цвета блюдце, украшенное цветными узорами. В числе прочей утвари были найдены нефтяные лампы — чирахи.

Три года спустя Евгений Александрович Пахомов (1880-1965), крупный русский историк, археолог и нумизмат, по завершении исследования комплекса Дворца ширваншахов написал: «Во время очистки двора обнаружил ряд отверстий, ведущих в подземную камеру с колодцем, под скалой… Кроме этого подземелья, найдено несколько шахт, пробитые в скале наподобие гобустанских. Назначение их пока загадочно, но выяснено, что они существовали еще до постройки дворца. Также были найдены следы старинных стен, и внутри новой кладки сохранились очертания старых окон».

Археологу Василию Михайловичу Сысоеву (1864-1933), автору многочисленных трудов и нескольких исторических путеводителей по Баку 20-х гг., удалось в 1924 г. обнаружить развалины подземной дороги, ведущей в северную внутреннюю часть древнего Баку.

В последующие годы результаты археологических изысканий на территории Ичери шехер показали, что средневековый Баку являлся густонаселенным городом, в котором торговля и связанное с ней денежное обращение, ремесленное производство и другие отрасли городского хозяйства занимали важное место.

В 1932-1949-х гг. в ходе раскопок на территории, прилегающей к комплексу построек, называемом дворцом Ширваншахов, сотрудники Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) обнаружили древний источник и хранилище воды — овдан, предназначенный для хранения скопившихся грунтовых и ключевых вод, а также более ранние сооружения, фундаменты которых перекрываются дворцовыми сооружениями с различной формой кладки камня.

По предположению археологов, существование крепостных стен древнего Баку восходит к более раннему периоду, нежели об этом упоминается в арабских географических источниках и более современных энциклопедиях. Раскопки показали, что возвышающийся на самой вершине Бакинского холма комплекс Дворца ширваншахов является одной из наиболее ранних средневековых построек из всех дворцовых сооружений на территории Азербайджана.

Чашеобразные углубления, ряд четырехугольных и неглубоких круглых ям с подведенными к ним каналами, высеченных в скальном полу помещений первого этажа дворца, двора Диванхане, а также южного двора, по строению напоминают углубления в Гобустане.

Таким образом, ученые пришли к выводу о том, что территория древней бакинской крепости в непосредственной близости от старого кладбища была обитаема за много веков до нашей эры, на что указывают наскальные чашеобразные углубления и ямы круглой и четырехугольной формы на территории дворцового комплекса. При археологических раскопках в верхнем дворе дворца был обнаружен кувшин, аналогичный по форме горловины с находками в Ялойлу тепе, датируемых III-I вв. до н.э.

(Ялойлутепинская культура — археологическая культура населения Кавказской Албании, датируемая III-I вв. до н.э. Была обнаружена в местности Ялойлу тепе в Габалинском районе.)

В 30-40-е гг. прошлого века параллельно с Институтом истории Национальной академии наук Азербайджана археологическая экспедиция на территории Дворца ширваншахов проводилась и сотрудниками Музея истории Азербайджана под руководством замечательного ученого-историка, выдающегося археолога Салеха Газыева (1893-1971) (в более ранней, советской, транскрипции его фамилия писалась как «Казиев», и именно под такой фамилией проще всего обнаружить и его интереснейшие труды, и сведения о нем). Обнаруженные учеными керамические изделия-сосуды были признаны наиболее ранними среди находок на территории Северного Азербайджана. Особую ценность среди обнаруженных артефактов представлял металлический светильник, предположительно датируемый XIV-XVII вв.

В 1943 г. выдающийся археолог, кавказовед, этнограф, художник и реставратор Иван Павлович Щеблыкин (1884-1947) обнаружил развалины древней крепостной стены во дворе Диванхане и под пандусом, ведущим во Дворец ширваншахов.

Вот что он написал по этому поводу: «Обсечки скалы, имеющиеся на территории, занятой Дворцом ширваншахов в г. Баку, к числу которых принадлежат колодцы, ямы с гнездами для балок, различные формы углубления, каналы и прочее, говорят о том, что Бакинский холм был обитаем очень давно. Пока не известно время возникновения этих дворцовых сооружений на Бакинском холме, как и их действительное назначение, они остаются пока для нас неизвестными…».

Особое место среди находок на территории Ичери шехер занимает миниатюрная бронзовая фигура рыбы, найденная в 1945 г. при расчистке фундамента крепостной стены к северу от Девичьей башни. Мастерски отлитая фигурка сказочной рыбки с раскрытым ртом и приподнятой верхней губой аналогична художественным традициям сасанидского искусства.

В 1946 г. советский историк, один из крупнейших экспертов по истории Закавказья Вадим Николаевич Левиатов в верхнем дворе дворцового комплекса обнаружил предметы античного периода и раннего средневековья. Особое внимание привлекает белый сосуд с длинной горловиной, найденный в небольшом земляном колодце среди осколков различных предметов, датируемых IV-I вв. до н.э.

Несколько ранее в нижнем дворе дворцового комплекса в слое XII-XIII вв. были обнаружены предметы с изображением бегущего зебу на фоне растительных побегов. При археологических раскопках на территории Девичьей башни было найдено множество ценных артефактов. Особую ценность среди находок в северной части Девичьей башни представляет оригинальная полихромная глазурованная чаша на низком поддоне. На внутренней ее стороне изображены пять голубей, а также поливная чаша с изображением рыбы.

Также рядом с Девичьей башней были найдены развалины городской стены и еще одной башни, а также других строений. В частности, в северной части были найдены 52 захоронения и любопытный памятник, напоминающий Мекку. По мнению ученых, место это, вероятно, почиталось в народе, поскольку не все усопшие были похоронены по тогдашним правилам, а кости многих были собраны в одну кучу. Найденный в середине двора восьмигранный памятник, внутри которого зияло отверстие, покрытое копотью, свидетельствовал о пылавшем здесь некогда огне — очевидно, это было святилище огнепоклонников.

Сказанное выше дает основание полагать, что крепость существовала уже в период родоплеменной организации. В полусотне метров к западу от Девичьей башни археологи обнаружили уцелевший алтарь огня. Верхняя каменная чаша, в которую некогда заливали нефть, горевшая «вечным» пламенем, к сожалению, не уцелела. Алтарь покоился на восьмигранной трехступенчатой подставке. В центре верхнего основания была установлена восьмигранная колонна высотой 110 см и шириной 45 см, на которой, очевидно, и стояла каменная чаша (опорой для нее служило неглубокое сферическое углубление в верхней части колонны). Высота алтаря — 225-235 см. В колонне и в чаше отсутствало отверстие для газа — значит, в ней горела нефть. Следы огня и нефти явно прослеживались и в верхней части колонны.

Ученые пришли сразу к двум выводам: алтарь древнее храмов, в которых горели газовые факелы; алтарь был возведен в честь бога нефти Апам Напата и относится ко II тысячелетию до н.э. О том, что в древности территория напротив Девичьей башни была заселена людьми, свидетельствали и остатки построек — оконные и дверные проемы, предметы утвари, датируемые XII-XIII вв.

Особый интерес среди находок представляет большой камень с изображением головы быка, найденный в 1964 г. у фундамента городской стены на северо-восточной ее стороне.

Панорама крепости. 1980 г. Фото В.Калинина

На восточном склоне на территории средневекового ремесленного квартала была найдена богатая коллекция простой неполивной крашенной глазурованной керамики, фаянсовой и фарфоровой посуды, датируемой XI-XIII вв.

По мнению видного советского азербайджанского археолога Омара Исмизаде, крашеная керамика была завезена в Северный Азербайджан еще в V тысячелетии до н.э. из стран Ближнего Востока и на протяжении многих тысячелетий вплоть до XIV-XV вв. н.э. использовалась населением. Посуда из красноокрашенной керамики найдена в нижнем и верхнем культурных слоях средневекового Баку. Это в основном изящные столовые тонкостенные кувшины с широкой горловиной и монохромной красноокрашенной поверхностью, часто дополненные гравировкой или же украшенные росписью красной краской, иногда в сочетании с черной в виде многорядных фестонов и сеточкой.

Наряду с изящной столовой посудой были обнаружены и хозяйственные кувшины с простейшим геометрическим орнаментом. Одна из находок — кувшинчик с длинным носиком — аналогична с изделиями, найденными в Ялойлу тепе (II в. до н.э.).

В 1967 г. в археологических раскопках на восточных склонах Бакинского холма, где в средневековье располагался ремесленный квартал, был обнаружен галиб — форма для изготовления штампованной керамики. Плечевая часть некоторых кувшинов, сфероконических сосудов и двуручных фляг украшена штампованным орнаментом, нанесенным не «галибом», а маленькими штампами путем сильного надавливания.

В 1971 г. в ходе археологических раскопок на одном из участков Ичери шехер были выявлены два культурных слоя, разделенных небольшой стерильной прослойкой. (В стерильной прослойке не встречаются следы деятельности человека.) Верхний слой с рядом строительных горизонтов мощностью около полутора метров был насыщен остатками строений четырехугольной формы: фундаменты стен, выложенные из тесаных камней, прикрывающих друг друга, а также камни, повторно использованные в кладке стен.

Несколько лет спустя на вершине Бакинского холма археологи обнаружили еще два культурных слоя, также разделенные небольшой стерильной прослойкой. Стерильную прослойку небольшой толщины очень сложно проследить на вершине холма и на его склонах. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что жители покинули город примерно во второй половине XIII — начале XIV в.

В этот период южные и восточные части подножья холма находились уже под водой (уровень Каспийского моря в разные века колебался, иногда значительно). Слой морских отложений в мечети, находящейся в южной части города, достигал почти метровой толщины. Монетный клад, обнаруженный в старой части крепости, по своему составу идентичен с крупным кладом серебряных монет, обнаруженным в Баку в 1948 г.

Основную часть находок (свыше 3 тысяч монет) составляют серебряные деньги ширваншахов династии Дербенди (Фарруха Йассара, Султана Махмуда, Шейха Ибрагима II, Шейха шаха, Шахруха и др.), отчеканенные в конце XV — первой половине XVI в. Среди монет были также деньги правителей государства Аггоюнлу (Ягуба, Рустама и др.).

В 1973 г. ученые обнаружили развалины зданий густонаселенных кварталов, датированные VII-X вв. Через год в нижнем слое к северо-западу от дворцового комплекса археологи нашли фаянсовую чашу, которая свидетельствовала о торговых связях Баку с многочисленными регионами.

В результате многолетних археологических изысканий было установлено, что в XI-XII вв. в Баку была развита кяхризная система водоснабжения. В системе водоснабжения города наряду с кяхризами широко использовались уникальные керамические водопроводы, изготовленные гончарами. Эти трубы широко применялись в ряде ремесленных отраслей и в других хозяйственных целях.

Большой интерес представляют миниатюрный железный якорь — символ изобилия, обнаруженный в 1979 г., и найденные в восточной части крепости, на месте большого комплекса на скале, два идентичных по архитектуре мавзолея. В одном из них археологи нашли черный гладкий камень, который, по предположению ученых, применялся во время ритуальных обрядов в качестве целительного предмета.

В ходе широкомасштабных археологических раскопок в 1982 г. на территории Бакинской крепости были найдены две подземные дороги. Еще одна подземная дорога спустя три года была обнаружена на территории резиденции бакинских ханов в южной части бывшей старой ювелирной фабрики. Кроме того, во время реставрационных работ в северной части мечети Мухаммеда, под молитвенным залом, под полом, было обнаружено помещение, в котором хранились религиозные предметы доисламского периода. Это является свидетельством того, что мечеть Мухаммеда была возведена на месте бывшего храма огнепоклонников. Этой же точки зрения придерживался и ученый Сейран Велиев.

В последующие годы на территории Ичери шехер были обнаружены специальные печи для выпечки хлеба (тендиры), относящиеся к эпохе энеолита, отстоящей от нас на 5-6 тысяч лет, два кремневых отщепа, похожие на орудия труда — скребок и нож, датируемые эпохой мезолита и неолита, т.е. произведенные человеком 10-15 тысяч лет назад.

В 1998 г. на передней площадке Девичьей башни к северу от нее были найдены развалины старой мечети, а также два помещения и два мехраба, датируемые VIII-IX вв. По предположению историка-археолога Фархада Ибрагимова, это — мечеть Баба Кухи Бакуви, средневекового религиозного деятеля из Баку.

На алтаре мечети была обнаружена арабская надпись, выполненная почерком куфи и гласящая «Власть принадлежит Аллаху». Палеографические особенности надписи позволили исследователям отнести памятник к IX-X вв. В результате раскопок были открыты две комнаты мечети. Сама мечеть вместе с построенными рядом комнатами и колоннадой стрельчатых арок представляла собой единый комплекс. В связи с тем, что город был расположен на торгово-караванном пути, ученые предположили о расположении на этом месте ханаки.

В ноябре 2000 г. после произошедшего в Баку сильного землетрясения на месте развалившихся в крепости домов были обнаружены монеты раннего средневековья. В частности, на улицах Малая Крепостная, дом 4/6, и Гаср, дом 16, в фундаментах развалившихся строений были найдены три монеты, отчеканенные при дворе римского императора Диоклетиана (245-313 гг. н.э.).

Таким образом, нумизматические находки служат ярким доказательством существования Баку еще в античную эпоху. Подтверждением сказанному могут служить серебряные монограммные драхмы-монеты, обнаруженные в 1934 г. на окраине города археологом Салехом Газыевым. Известному азербайджанскому ученому-нумизмату, профессору Али Раджабли удалось прочитать надпись на монограммной монете и доказать, что они выпускались в «Бакуван» или «Багаван» (в переводе с санскрита — «место нахождения Аллаха» (огня, солнца).

В монографии «Нумизматика Азербайджана» Раджабли пишет: «Место, где была обнаружена монограммная монета, находится у Каспийского моря. В то время на северной дороге находился торгово-коммуникационный путь. И подобный монетный двор мог находиться только в Баку, ибо Бакинская крепость Ичери шехер располагалась на этом торговом пути. А уже с VIII в. мусульманский динар был ведущей денежной единицей в Баку. В Бакинской крепости Ичери шехер были найдены монеты с религиозным орнаментом и с записями на языке куфи, на которых чеканились имена правителей, которые велели изготовить этот динар».

Участники археологической экспедиции на юго-востоке границ Ичери шехер обнаружили в 2007 г. сосуд для воды ручной работы, датируемый II-I вв. до н.э. После тщательного его исследования ученые пришли к выводу, что сосуд этот относится к периоду господства на территории Северного Азербайджана огнепоклонничества. Сосуд украшен орнаментом — символом солнца (sol на латыни означает «солнце»), который указывает на его религиозное предназначение (изображения, символизирующие небесное светило, появились в связи с поклонением небу). Здесь же были найдены керамические кувшины, сосуды и прочая утварь, датируемые IV-I вв. до н.э. и I-IV вв. н.э.

В октябре 2008 г. при раскопке котлована для постройки отеля «Four Seasons» на месте Дома медработников (бывшего дома губернатора) бывший начальник археологической экспедиции доктор исторических наук Кямиль Ибрагимов наткнулся на большое количество порушенной керамики, датируемой античным периодом (IV-I вв. до н.э.).

В нижней части города во время земляных работ под снесенным домом на глубине более семи метров было обнаружено множество бытовых предметов. В результате активных археологических изысканий, продолжавшихся три с половиной месяца, сначала были обнаружены остатки юго-западной части крепостной стены, относящейся к XII в., а затем, на глубине 6-8 м, — уцелевшие предметы домашней утвари.

Основной археологический материал, охватывающий временной пласт с IX по XVII в., состоял из различной посуды — кувшинов, котлов, ковшей, пиал, полихромных и монохромных глиняных блюд, кяса с клеймами изготовителей, обработанных различными инструментами в разных стилях.

В нижней части здания филармонии, обращенной в сторону моря, в ходе работ при реконструкции фонтана был обнаружен подземный ход, вход в который датирован 70-80 гг. XIX в. Он начинается с камеры и далее продолжается туннелем, имеющим высоту примерно в человеческий рост, а ширину — более полуметра. Предварительное обследование первых 200 м туннеля выявило, что ход сначала уходит в сторону улицы им. Ниязи и далее к морю. В XIX в. к нему были подведены канализационные выходы, возможно, по указания военного коменданта Баку Романа Романовича фон дер Ховена. Ученые предполагали, что построен туннель еще в средние века и предназначался для снабжения Баку водой.

Также, в ходе реставрационных и ремонтных работ были обнаружены овдан, два колодца и кяхризные водяные системы, что дает основание говорить о высоком санитарно-гигиеническом уровне в Бакинской крепости.

Если резюмировать, то открытие наскальных рисунков на Баилове, датируемые эпохой бронзы, бронзовая фигурка рыбки, найденная во время раскопок на территории Ичери шехер, чашечные углубления на вершине Бакинского холма — скале Дворца ширваншахов, аналогичные Гобустанским, и многослойное кладбище с домусульманским захоронением с керамическими сосудами свидетельствуют о древнейшем поселении эпохи бронзы и античного периода на территории Баку. Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что существование свое Бакинская крепость Ичери шехер берет еще с античных времен.

В основе материала лежит дополненная и переработанная статья А.Искендерова